Жизнь устроена таким образом, что любому началу есть конец. И, к сожалению, от этого никуда не деться. На эту тему можно долго философствовать, но я хочу порассуждать о другом. Так называемые, «мёртвые» аккаунты в социальных сетях — вот, на мой взгляд, актуальная тема для сегодняшней статьи.
Современная действительность, с учётом развития информационных технологий, предоставляет нам всё новые и новые инструменты для общения, одним из которых являются социальные сети. Ещё десять лет назад создатели таких ресурсов и не предполагали, что развивающаяся семимильными шагами «паутина» в полной мере оправдает свою социальность.
Сейчас уже добрая половина населения Земли зарегистрирована в той или иной соцсети, а многие имеют несколько аккаунтов на разных сайтах. Не думаю, что аккаунты умерших людей заботили Цукерберга в момент создания Facebook, так как в то время основными задачами были популяризация ресурса и увеличение количества активных пользователей.
О судьбе заброшенных социальных профилей администраторы стали задумываться несколько лет назад, когда аккаунты-призраки постепенно стали превращать ресурсы в виртуальные кладбища. Да-да, учитывая несколько миллиардов регистраций в социальных сетях, логично предположить, что далеко не все они сейчас принадлежат живым людям.
В 2012 году в том же Facebook количество аккаунтов достигло 1 миллиарда, при этом обладателей более 400 тысяч аккаунтов уже не было в живых. И с каждым годом количество таких профилей неуклонно растёт. Если эту проблему не начать комплексно решать уже сегодня, то к 2050 году мёртвые аккаунты популярного сервиса достигнут отметки в 500 миллионов!
Друзья, а что останется от нас после смерти? Конечно, прежде всего — воспоминания, которые будут жить в сердцах наших родных и близких. Кроме того, документы, фотографии в рамках, личные вещи... А теперь, благодаря колоссальному техническому прогрессу, и мёртвые аккаунты в Одноклассниках, ВКонтакте, а также необновляемая лента в Твиттере.
Только представьте, какое огромное количество контента оставляют в соцсетях люди после смерти! Фотографии, видео, переписка... Нужно ли удалять профили мёртвых людей? Помимо этической стороны вопроса существует и правовая: кому принадлежит контент после смерти пользователя?
Кстати, проблемой мёртвых профилей в Facebook озаботились ещё в 2009 году, реализовав, так называемые, страницы-мемориалы. Механизм следующий: после смерти человека его родственники направляют администрации соцсети копию документа, подтверждающего факт смерти. После этого страница умершего замораживается, но возможность комментировать и публиковать материалы на стене остаётся.
Редактировать сам профиль, а также заниматься личной перепиской, конечно же, запрещено даже родственникам. Насколько мне известно, при этом остаётся проблема спама на стене страницы, так как в мемориальном режиме сообщения может удалить только их автор. Но с помощью администрации сервиса родственники могут скрыть стену от всеобщего просмотра.
А возможно ли виртуальное бессмертие? Интересную идею в этом направлении реализовывают разработчики из одного английского креативного агенства. Они создали интересное приложение — LivesOn, которое после смерти владельца твиттер-аккаунта продолжает твитить! По словам программистов агенства, приложение анализирует ленту пользователя Твиттера при его жизни, а после смерти человека — ведёт ленту за него.
Мне думается, что LivesOn просто копирует любимые фразы и слова пользователя, делая своеобразный микс. И я сомневаюсь, что в настоящее время эта программа может выдавать реально осмысленные твиты, а тем более, комментировать чужие. Что ж, подождём развития алгоритмов приложения до более-менее интеллектуального уровня!
Гигант Google тоже учитывает скоротечность жизни своих пользователей, поэтому ещё весной 2013 года компанией был запущен новый сервис — Inactive Account Manager. Анализируя поисковую историю пользователя и работу с электронной почтой, система определяет его активность в виртуальном пространстве.
Как только человек долгое время бездействует, программа присылает уведомления на почту и мобильный телефон с просьбой подтвердить пароль доступа к сервисам Google. Если пользователь не реагирует, система удаляет мёртвые аккаунты или передаёт пароли доверенному лицу, которого человек определил при жизни.
Но дальше всех в решении этого вопроса продвинулась компания Yahoo! со своим сервисом Yahoo! Ending, который был запущен пару лет назад в Японии. В компании смекнули, что всё больше людей предпочитают хранить информацию в цифровом виде, в том числе с использованием облачных хранилищ.
А если пароли к аккаунтам всей линейки Yahoo! — от виртуального кошелька и почты до файлообменника хранить в Yahoo! Ending, то после смерти пользователя все его аккаунты будут автоматически удалены или переданы лицу, на которого было написано завещание.
Кроме того, сервис предоставляет возможность после ухода пользователя из жизни разослать соответствующие уведомления или прощальные письма определённому кругу лиц, удалить историю браузера и даже организовать собственные похороны! Конечно, некоторые услуги платные, но все они будут предоставлены только после получения соответствующего уведомления от родственников пользователя с приложением копией свидетельства о смерти.
Вот такой продвинутый и востребованный сервис. Но так как присутствие компании Yahoo! на российском IT-рынке минимально, у нас в стране этот сервис не получил широкого распространения. Уверен, что в США и странах Европы пользователей Yahoo! Ending гораздо больше. Да, есть ещё американские Deathswitch и Legacy Locker, но я о них говорить не буду по причине того, что эти сервисы не особо популярны даже у себя в стране.
Таким образом, друзья, в этой статье я затронул интересную, на мой взгляд, тему. Как вы уже поняли, некоторые инструменты по решению проблемы мёртвых аккаунтов интернет-компании уже внедряют в виртуальное пространство. Но как же быть в юридическом смысле с той информацией, которая остаётся на серверах после смерти пользователя?
Кто и как ею может распоряжаться? Может ли контент, размещённый в социальных сетях и других ресурсах, перейти по наследству? Здесь, как видите, больше вопросов, чем ответов. Если у вас есть соображения на этот счёт или вы уже сталкивались с подобной проблемой — прошу оставить комментарий к статье. А пока на этом всё. До новых встреч!
Просмотров: 5014 Чтобы поделиться записью в социальных сетях и мессенджерах, воспользуйтесь кнопками:
Очень интересная статья и я ее прочитала очень внимательно. Реально такая проблема есть и иногда я сама вижу в соцсетях своих знакомых, которых уже давно нет. В Одноклассниках еще и оповещение, не забудьте поздравить с Днем Рождения. Думаю, что нужно этими вопросами заняться более тщательнее общественности.
Да уж... Напоминание поздравить с ДР уже умершего человека — это вообще жесть!
Сколько бессмертного мусора мы оставим после себя...
Василий, почему сразу мусор? Многие люди постят вполне интересный и нужный контент. Хотя, пожалуй, соглашусь — информационного мусора тоже хватает в Сети.
Регулярно чищу группу и страницу в Вконтакте на собачки, но очень жаль видеть уменьшающееся количество людей в группе. Не знаю, приносит ли это пользу, но читала, что могут и заблокировать, если будет много таких аккаунтов.
Стараетесь поддерживать группу в актуальном состоянии, как я понял.