Жизнь после смерти: мёртвые аккаунты в социальных сетях

Печать

Жизнь устроена таким образом, что любому началу есть конец. И, к сожалению, от этого никуда не деться. На эту тему можно долго философствовать, но я хочу порассуждать о другом. Так называемые, «мёртвые» аккаунты в социальных сетях — вот, на мой взгляд, актуальная тема для сегодняшней статьи.

Современная действительность, с учётом развития информационных технологий, предоставляет нам всё новые и новые инструменты для общения, одним из которых являются социальные сети. Ещё десять лет назад создатели таких ресурсов и не предполагали, что развивающаяся семимильными шагами «паутина» в полной мере оправдает свою социальность.

Люди в сети с ноутбуками

Сейчас уже добрая половина населения Земли зарегистрирована в той или иной соцсети, а многие имеют несколько аккаунтов на разных сайтах. Не думаю, что аккаунты умерших людей заботили Цукерберга в момент создания Facebook, так как в то время основными задачами были популяризация ресурса и увеличение количества активных пользователей.

О судьбе заброшенных социальных профилей администраторы стали задумываться несколько лет назад, когда аккаунты-призраки постепенно стали превращать ресурсы в виртуальные кладбища. Да-да, учитывая несколько миллиардов регистраций в социальных сетях, логично предположить, что далеко не все они сейчас принадлежат живым людям.

Вконтакте удалённый профиль

В 2012 году в том же Facebook количество аккаунтов достигло 1 миллиарда, при этом обладателей более 400 тысяч аккаунтов уже не было в живых. И с каждым годом количество таких профилей неуклонно растёт. Если эту проблему не начать комплексно решать уже сегодня, то к 2050 году мёртвые аккаунты популярного сервиса достигнут отметки в 500 миллионов!

Друзья, а что останется от нас после смерти? Конечно, прежде всего — воспоминания, которые будут жить в сердцах наших родных и близких. Кроме того, документы, фотографии в рамках, личные вещи... А теперь, благодаря колоссальному техническому прогрессу, и мёртвые аккаунты в Одноклассниках, ВКонтакте, а также необновляемая лента в Твиттере.

Только представьте, какое огромное количество контента оставляют в соцсетях люди после смерти! Фотографии, видео, переписка... Нужно ли удалять профили мёртвых людей? Помимо этической стороны вопроса существует и правовая: кому принадлежит контент после смерти пользователя?

Надписи на стене Инстаграм и Вконтакте

Кстати, проблемой мёртвых профилей в Facebook озаботились ещё в 2009 году, реализовав, так называемые, страницы-мемориалы. Механизм следующий: после смерти человека его родственники направляют администрации соцсети копию документа, подтверждающего факт смерти. После этого страница умершего замораживается, но возможность комментировать и публиковать материалы на стене остаётся.

Редактировать сам профиль, а также заниматься личной перепиской, конечно же, запрещено даже родственникам. Насколько мне известно, при этом остаётся проблема спама на стене страницы, так как в мемориальном режиме сообщения может удалить только их автор. Но с помощью администрации сервиса родственники могут скрыть стену от всеобщего просмотра.

А возможно ли виртуальное бессмертие? Интересную идею в этом направлении реализовывают разработчики из одного английского креативного агенства. Они создали интересное приложение — LivesOn, которое после смерти владельца твиттер-аккаунта продолжает твитить! По словам программистов агенства, приложение анализирует ленту пользователя Твиттера при его жизни, а после смерти человека — ведёт ленту за него.

Логотип Твиттера и силуэты людей

Мне думается, что LivesOn просто копирует любимые фразы и слова пользователя, делая своеобразный микс. И я сомневаюсь, что  в настоящее время эта программа может выдавать реально осмысленные твиты, а тем более, комментировать чужие. Что ж, подождём развития алгоритмов приложения до более-менее интеллектуального уровня!

Гигант Google тоже учитывает скоротечность жизни своих пользователей, поэтому ещё весной 2013 года компанией был запущен новый сервис — Inactive Account Manager. Анализируя поисковую историю пользователя и работу с электронной почтой, система определяет его активность в виртуальном пространстве.

Как только человек долгое время бездействует, программа присылает уведомления на почту и мобильный телефон с просьбой подтвердить пароль доступа к сервисам Google. Если пользователь не реагирует, система удаляет мёртвые аккаунты или передаёт пароли доверенному лицу, которого человек определил при жизни.

Кисть руки и лого Google

Но дальше всех в решении этого вопроса продвинулась компания Yahoo! со своим сервисом Yahoo! Ending, который был запущен пару лет назад в Японии. В компании смекнули, что всё больше людей предпочитают хранить информацию в цифровом виде, в том числе с использованием облачных хранилищ.

А если пароли к аккаунтам всей линейки Yahoo! — от виртуального кошелька и почты до файлообменника хранить в Yahoo! Ending, то после смерти пользователя все его аккаунты будут автоматически удалены или переданы лицу, на которого было написано завещание.

Кроме того, сервис предоставляет возможность после ухода пользователя из жизни разослать соответствующие уведомления или прощальные письма определённому кругу лиц, удалить историю браузера и даже организовать собственные похороны! Конечно, некоторые услуги платные, но все они будут предоставлены только после получения соответствующего уведомления от родственников пользователя с приложением копией свидетельства о смерти.

Вот такой продвинутый и востребованный сервис. Но так как присутствие компании Yahoo! на российском IT-рынке минимально, у нас в стране этот сервис не получил широкого распространения. Уверен, что в США и странах Европы пользователей Yahoo! Ending гораздо больше. Да, есть ещё американские Deathswitch и Legacy Locker, но я о них говорить не буду по причине того, что эти сервисы не особо популярны даже у себя в стране.

Могила Фейсбук

Таким образом, друзья, в этой статье я затронул интересную, на мой взгляд, тему. Как вы уже поняли, некоторые инструменты по решению проблемы мёртвых аккаунтов интернет-компании уже внедряют в виртуальное пространство. Но как же быть в юридическом смысле с той информацией, которая остаётся на серверах после смерти пользователя?

Кто и как ею может распоряжаться? Может ли контент, размещённый в социальных сетях и других ресурсах, перейти по наследству? Здесь, как видите, больше вопросов, чем ответов. Если у вас есть соображения на этот счёт или вы уже сталкивались с подобной проблемой — прошу оставить комментарий к статье. А пока на этом всё. До новых встреч!

Скрин о мёртвых журналах

Просмотров: 5014 Чтобы поделиться записью в социальных сетях и мессенджерах, воспользуйтесь кнопками:

Понравилась статья? Оцените!
Всего голосов: 32 Средняя оценка: 4.5

38
Отправить ответ

avatar
15 Цепочка комментария
23 Ответы по цепочке
86 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
19 Авторы комментариев
МаринаИринаLipinvМиланаМарина Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Подписаться
Никита
Никита

Считаю что аккаунты в любых соцсетях должны удаляться автоматически после смерти владельца. Всегда существует угроза взлома бесхозного аккаунта и представить только, если из него начнется рассылка спама по друзьям умершего... Мягко говоря — шок.

Наталия
Наталия

Я за то, чтобы после смерти человека аккаунты удаляли, я не знаю конечно, как это могут сделать, но это надо делать обязательно. У меня иногда в одноклассниках. появляется напоминание о дне рождении или празднике, который отмечает тот или иной человек, и вот наряду с живым, стоит имя человека, которого нет уже несколько лет. Сказать, что мороз по коже пробегает, ничего не сказать.

А про спамные комментарии — ведь те кто спам пишут, даже наверное и не представляют почему аккаунт заброшен)

Вадим
Вадим

Да сейчас и при живых людях очень много мертвых аккаунтов, я уже не говорю о мертвых блогах... А о принадлежности контента здесь и спорить не нужно. Его никто не защищал авторским правом. Это все равно, если бы на улице стояла шумная компания и разговаривала между собой, а за сказанные слова предъявляли друг другу претензии на их авторство. Так и до драки недалеко 🙂 Даже в социальной сети мой контент не может быть достоянием оной, его можно копировать и размножать, ибо на него нет официально по закону заявленных авторских прав.